6 января (традиции) - Рождественский сочельник

 

6 января (традиции) - Рождественский сочельник

Святвечер



Рождественские традиции наполнены чудом, невероятным ощущением сказки. Это нить которая через пространство и время соединяет. Пусть Дух Рождества пробудет с каждым на протяжении всего года!

Современным хозяйкам не следует путать ужин, приготовленный на Святой вечер, и семейный ужин на Рождество Христово.

Когда-то, еще в дохристианские времена, у наших прадедов в это время был праздник «Корочуна» – день приветствия солнца. Праздник «Корочуна», – сугубо земледельческий, было вдохновение человека надеждой и верой в счастливый год урожая, приплода скота, здоровья, благополучия и радостной жизни. Наши предки верили, что в декабрьские и январские дни рождается чудодейственная сила, которая переливается в души людей, в землю, в воду, в растения и животных, поэтому так ждали и радостно отмечали этот праздник. Христианство наполнило давние традиции новым содержанием, христианскими идеалами, идеями правды, любви, всепрощения Слова, щедрости, совершенствования.

К Рождеству в Украине готовились еще с лета. Во время жатвы первый, а в некоторых местах – последний сноп хлеба (ржи или пшеницы) оставляли необмолоченным. В него добавляли также по несколько стеблей других злаков и перевязывали одним, двумя, а иногда тремя перевяслами. Этот сноп вносили в дом в канун Рождества Христова. Называли его по-разному: «дидух», «дед», «коляда» на Волыни, «криль» (король) на Холмщине, «зажин» на Черниговщине, «баба» в Черткове на Тернопольщине.

К праздникам завершали практически всю важную работу по хозяйству и тщательным образом убирали в домах – выбеливали помещение и цветами разрисовывали дымоход, застилали новые или чисто выстиранные скатерки, рядна и полотенца.

Обязательно пытались купить обновки (новая одежда) для всех членов семьи и новую посуду (макитры, горшки, кочерги и макогоны). Из воска собственной пасеки люди изготовляли праздничные свечи, приговаривая специальные заговоры и молитвы.

Для празднования Святвечера и Рождества выпекали много разновидностей хлеба, который имел разные названия (корун, крачун, крайчун, керечун, кныш, калач, струцля и просто хлеб) и формы, в зависимости от местности, и выпекался из разной муки, мог быть пресным или скоромным (его во время ужина не употребляли, а просто клали на стол). Рождественский хлеб был символом новорожденного Иисуса, в некоторых регионах к нему добавляли немного святой воды. Обязательным на праздничном столе должен был быть «кныш» – каравай с крошечным хлебцем сверху – для душ умерших. Иногда перед выпечкой этот хлеб обозначали головкой мака или оттиском стакана с обмакнутыми в масло краями. Кныши символизируют единство поколений рода и покровительство-опеку предков.

На Лемковщине и в Галичине посреди стола клали «струцлю» – плетенку, посыпанную маком, которую еще называли «кукелкой». На Подолье выпекали три обрядовых хлеба, которые в Святвечер клали на столе один поверх другого. Нижний (его называли «Хозяином»), пресный, пекли из ржаной муки, второй (назывался «Василий») – из пшеничной, верхний («Иордан»), меньший, – также из пшеничной. «Хозяина» разрезали и ели в первый день Рождества, «Василия» – на Новый год, а «Иордан» – на Крещение. В Козове на Тернопольщине тоже клали на стол три хлеба – два нижние ржаные и сверху – круглый пшеничный калач, в который вставляли восковую свечу. Этот калач был особым, потому что состоял из многих шишек, которые скручивались из полосок теста и плотно укладывались в круглую форму. Считали, что сено под скатертью символизирует конюшню, первый ржаной хлеб – ясли, второй ржаной – колыбель, калач – Иисусика, потому что очень он был сладкий и вкусный.

Обязательно пекли на праздники калачи – круглые обрядовые хлеба из белой пшеничной муки, замешанные на молоке с добавлением яиц. Из двух шаров теста скручивали жгут, из которого формировали круг с дыркой внутри. На юге Подолья калач выплетали из восьми шаров теста. На Черкащине пекут прямоугольный хлеб, который называется «Хозяин».

В Украине вечерняя трапеза на Свят вечер, 6 января, сопровождается многими традициями и обрядами. Накануне Рождества церковь предписывала строгий пост – целый предрождественский день верующим нельзя было есть и пить. Ужин на Свят вечер был для них первой трапезой в этот день – им и заканчивался 40-дневный предрождественский пост. За стол можно было садиться с появлением на небе первой звезды, в память о Вифлеемской звезде, возвестившей пастухам о рождении Христа.

Отец брал за руку старшего мальчика и шел с ним в овин, неся непочатую воду, а мальчик – три колоска. Там уже стоял приготовленный Рай-дидух и 12 вязанок душистого сена. Все это обрызгивали довосходной водой и, приговаривали молитву: „Милостивый Боже, и ты, Солнце праведно, со Святым Рождеством! В прошлом году дали вы урожай, дали добро, богатство и здоровье… Пошлите еще лучше в этом году!"

Потом брали Рай-дидуха и сено и несли к жилищу, где хозяйка встречала их с кнышом и зажженной свечой. Входили в дом, и отец говорил такие слова: «Святки идут!» «Святки пришли!» – отвечал после отца сын. «Чтим и просим дидуха и вас заглянуть в дом!» – отвечала мать. Так происходило в Восточной Украине, а в Галичине газда (хозяин) говорил такие слова: «Дай Бог, добрый вечер, эти праздники провести, других дождаться в здоровье, счастье до второго года, на многая лета». Потом семья заходила в дом, крестилась, расстилали вязку сена в углу и ставили на него дидуха, вторую вязку сена клали на стол, а третью – под стол. Во время того, как на пол стелили солому, дети под столом кудахтали: «Кво-кво – завтра Рождество».

Согласно традиционному украинскому мировоззрению Рай-дидух вмещал в себе дидухов-пращуров, дух жилья, добрых Духов-Лада. Последние, считалось, после жатв вселяются в сноп-Дидух и с ним переходят с нивы в ригу. А другие Духи-Лада переходят из полей в леса, горы и долины. Именно на Вилию духи вместе с Дидухом, которого еще зовут „Раем" (потому что именно там находятся души), входят в жилище людей и для них хозяева устраивают Святую Вечерю. На эту Богатую Кутью кроме добрых духов приходят и бог урожая, и бог домашних животных.

До тех пор, пока Рай-дидух стоит на покуте, сурово запрещалось выполнять любую работу, кроме ухода за скотом. В эту пору хозяйки даже выносили из жилища веник, чтобы не подметать в доме. Святым называли не только ужин 6.01, но и следующие ужины вплоть до Щедрого Вечера 13.01. В эту пору годилось лишь праздновать и не работать.

Место же Дидуха в доме звалось „Раем", потому что там, считали, с этого времени будут находиться души пращуров-покровителей рода и дома.

Для Святого Вечера по-особому оформляют стол. Когда зайдет солнце, берут свежее сено или солому, застилают им стол, сверху слегка посыпают зерном, накрывают белой скатертью. Под скатерть по углам кладут по зубчику чеснока – оберег от злых духов и болезней, а поверх нее часто стелилась вторая.

На празднично накрытый стол клали хлеб, и в нем делали дырку, куда вставляли высокую восковую свечу. На Лемковщине и в Галичине свечу ставили в сосуд, наполненный ярым зерном, которое потом подмешивали к посевному зерну. Зажженную свечу никто не имел права погасить весь вечер и старались зажечь так, чтобы она случайно не погасла, так как это не было хорошей приметой, потому что предвещало смерть кого-то из семьи. После этого хозяин клал в сено под столом топор, косу, серп, часть сохи, часть граблей – чтобы хорошо пахалось, жалось, косилось и чтобы было что жать и косить в Новом году. Только потом хозяин брал горшок с кутьей, а хозяйка – с узваром. Они торжественно несли их на красный угол.

Пока мать ставила блюда на стол, хозяин шел в хлев кормить скот куском хлеба с воткнутым в него чесноком, посыпанным солью, начиная с самого старшего и заканчивая самым младшим. Символизм этого обычая в том, что скот своим дыханием согревал новорожденного Иисусика.

Готовясь к ужину, семья надевала нарядную одежду и нетерпеливо ожидала первой зари на ночном небе, потому что целый день нужно было поститься и ничего не есть.

Выйдя во двор, дети следили за небом и с появлением звезды, заходили в дом и извещали долгожданную весть. Из этого момента можно было начинать Святую Вечерю.

Главными блюдами на украинский Святой вечер являются кутя – пшеничная или рисовая каша с медом, маком и изюмом, и узвар – компот из сухофруктов. Всего на столе в Свят вечер должно быть 12 постных блюд (количество блюд соответствует числу апостолов).

12 блюд на Свят-вечер (все кушанья готовятся постными, то есть без яиц, сметаны, молока и масла и конечно же, без мяса):

1. Кутья – Вареная пшеница с медом и маком является актом жертвы Богу, потому что пшеница с медом – это сакральная часть Святого ужина. Мак – Символ мученичества, невинно пролитой крови. Мед – «Символ чистоты, Божьего слова.

2. Горох – Символ Божьей весны, которая всегда возрождается в человеке после упадка.

3. Капустник – Капуста выступает как символ простоты, но однако прочности, скученности и единства кругом одной твердой основы.

4. Борщ – Символ торжества добра. Так как хозяйка готовит постный борщ из разных простых растений, которые дарует ей земля, так же христианин вышлифовывает свою волю из простых ежедневных малых здоровых практик, которые достиг из семейного дома или доброго христианского общества. Риздвяный борщ заквашивается предварительно приготовленным квасом из свеклы, потому имеет темно-красный цвет. Он еще символизирует кровь вифлеемских детей, уничтоженных по приказу Ирода.

5. Голубцы – Само название этого кушанья указывает на ее символическую. Голубь – символ Божьей любови, символ Святого Духа, символ красоты и силы полученной от Сотворителя.

6. Рыба – В раннем христианстве рыба была принята как символ Христа многими Отцами Церкви. Знак рыбы был первой монограммой Христа. Греческая аббревиатура ИХТИОС – имя Иисуса читается как „рыба“. Именно братья-рыбалки стали первыми учениками Иисуса, который сказал им, что они будут „ловцами людей“. Верующие, ученики Христа, как и Вин самих, уподоблялись рыбам, которые находятся в безопасности лишь в „воде учения“. Три переплетенных рыбы или три рыбы с одной головой символизируют Троицу.

7. Вареники – символизируют достаток. Место человека Господь назначил в Царстве Божьем, где она чувствует себя хорошо „как вареник в масле“.

8. Блины – Своеобразный символ солнца, – новым Солнцем для христиан стал Иисус Христос.

9. Каша – Каша символизирует продолжение рода, это Божий народ, который консолидируется вокруг новорожденного Иисуса и преображается. Каша является символом общего союза людей благодаря освящению человеческого рода, что к нам пришло через воплощение Сына Божьего.

10. Пирожки (коржи) – Символ, здоровья и счастья, которые человек сможет получить в постоянному общению с новорожденным Иисусом.

11. Узвар (взвар, вода) – Представляет жизнь, которая предоставляет каждому человеку Иисус сам став человеком. Святая вода является символом очистки тела и души.

12. Пампушки – Святые на небе, которые поверили у Иисуса и получили вечную жизнь. Их миллионы, и каждый человек, в частности христианин призван к той сладкой, полноценной, вечной жизни. Слово „свято“ происходит от »святого" и отсюда пампух – символ праздника, радости, которые Богом подаренные

Таким образом, вареники делают со всевозможными не сладкими начинками: картошкой, капустой, горохом, грибами. Капусту подают как отдельное блюдо (квашеную, тушеную, капустняк) или же в виде начинки для кулебяк и расстегаев (тесто для них делают без добавления яиц).Важное место на Рождественском столе отводится для рыбы. Желательно, чтобы одним из блюд была целиком запеченная щука или карп, также подойдут уха, рыбные котлеты и рыба, порезанная кусочками и жареная в кляре.Голубцы готовят постные, с грибами, пшеном, рисом. К праздничному меню на Рождество в Украине можно добавить постный борщ с грибами, кашу гречневую, винегрет, овощное рагу, ассорти из солений, маринованные грибы (заблаговременно подготовленное хозяйкой при сборе урожая). На сладкое подают яблоки, запеченные с медом и орехами, пироги с маком, изюмом, ягодами, постные блины.

Первым за стол садился хозяин, а за ним по старшинству и другие. Все почтенно продували скамьи, чтобы не присесть на Духа, потому что считалось, что на богатую кутью приходят духи предков. Во время святого ужина не гоже было вставать из-за стола (это могла делать лишь хозяйка, которая садилась перед столом), разговаривали почтенно и не громко.

В канун Святой Вечери, не гоже было ходить в гости или к другому дому, а также ничего не одалживали. Все пытались быть дома вместе и даже путешествующие предпочитали до этого дня вернуться домой. Начинал Святую Вечерю хозяин с молитвой за столом, где горела зажженная свеча. Потом самый старший хозяин говорил молитву за покойных дедов и родителей, приглашая их на ужин. Для них и отсутствующих членов семьи на столе специально ставили две рюмки и тарелки (из них никто не ел, и туда насыпали кутью). Потом хозяин подносил рюмку и произносил молитву за сущих членов семьи и все молились.

Святвечер, по традиции, начинается с кути. Каждому на тарелку раскладывают, по меньшей мере, одну чайную ложку этой вкусной каши. В дальнейшем, на протяжении ужина, обязательно надо предусмотреть свои силы и попробовать все 12 блюд, хотя бы по маленькому кусочку.

В конце ужина отец, а за ним и вся семья вставали из-за стола и благодарили Господа за прожитый год и просили о хорошей судьбе на следующий.

После ужина, который длился несколько (3-4) часов, кутью и некоторые другие блюда не убирали со стола, а оставляли для духов, которые будут садиться за Святую Вечерю во второй раз. Для них также ставили стакан воды и чистое полотенце.

После ужина люди начинали петь колядки, которые еще с дохристианских времен посвящались сотворению Мира, Богу-солнцу, урожайности и приплоду домашней живности. Девушки в этот вечер гадали, и традиция эта продолжается по сей день. Для гадания применялись стебельки, которые вытягивали из-под праздничной скатерти.Потом родители одаривали детей, гостей и друг друга деньгами и подарками, что символизировало будущий достаток и богатство.

Пытались без надобности не выходить из дома или из двора и ничто не занимать до утра. Лишь дети могли отнести обрядовую еду дедушкам, бабушкам или крестным отцам, которые жили рядом. Некоторые шли на Всенощное богослужение, которое завершалось праздничной Рождественской Литургией.

На Святую Вечерю многие семьи приглашают за праздничный стол одиноких, бедных или бездомных людей. Это одна из самых добрых и милосердных традиций Рождества. Говорят: голодному – вкусный ужин, хозяевам – счастье и удача в дом.

Окошки жилищ всю ночь сверкали светом, потому что и свечи не гасили на Святой Вечер, они сами должны были догореть полностью. Все разговоры велись спокойно, почтенно и касались они предков рода и хозяйства. Нельзя было злиться, ссориться, говорить что-то плохое, потому что это могло сбыться, поскольку в эту ночь злые духи, ведьмы и другие недобрые силы блуждали под окнами и все слышали.

Колядовать (распевать народные обрядовые песни) и заходить в дом хозяина в день Рождества разрешается только мужчинам, которые, согласно обычаю, приносят в дом благополучие, мир, покой. Поэтому хозяева радостно одаривают ребятишек деньгами и гостинцами (яблоками, конфетами, орехами ит.д.). После Святой Вечери, в 2-3, иногда и в 4 часа ночи колядуют взрослые.

 

 



Создан 06 янв 2017



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Укоротить ссылку